Оформление инвалидности пенсионерам - основания для получения и необходимые документы
В случае серьезных патологических состояний, которые требуют дорогостоящего лечения, пенсионеру необходимо оформить инвалидность. Это поможет получить денежные доплаты к пенсии, приобрести приспособления, облегчающие жизнь при заболевании. Для получения статуса инвалида нужно собрать документы, пройти медико-социальную экспертизу.
Что дает инвалидность пенсионеру
Права граждан на получение льгот регулирует Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Пенсионеры имеют преференции в случае инвалидности с учетом своего статуса. Это могут быть такие привилегии:
Категория |
Положенные льготы |
Инвалиды 1-3 группы, имеющие стаж работы не менее 1 дня |
|
1-3 группа, полученная в детском возрасте, до совершеннолетия |
|
Инвалиды ВОВ, участники боевых действий, ликвидаторы техногенных катастроф, космонавты, имеющие увечья в результате подготовки, полета в космос |
|
Порядок оформления
Чтобы получить инвалидность пенсионерам, необходимо иметь показания для обретения этого статуса. Оформление начинается с посещения лечащего врача. Процедура включает несколько этапов:
- Прохождение обследования.
- Сдачу анализов.
- Консультации узких специалистов по профилю заболевания – невролога, хирурга, окулиста, ортопеда.
- Заполнение истории болезни.
- Получение направления на медико-социальную экспертизу (МСЭ).
- Прохождение комиссии.
Основания для присвоения статуса
Постановлением Правительства РФ №95 от 20.02.06 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», утвержден перечень заболеваний, которые дают право на получение инвалидности. Существует 3 критерия, наличие двух из них служит основанием для присвоения статуса. Первый – расстройства здоровья, вызванные:
- травмами;
- заболеваниями;
- врожденными, приобретенными патологиями.
Чтобы осуществить оформление инвалидности пенсионерам, необходимо соответствовать критериям, иметь:
- потребность в реабилитации, мерах социальной защиты;
- ограничение общения, подвижности, жизнедеятельности, потерю самоконтроля, невозможность самостоятельного обслуживания.
Получение направления на МСЭ
После консультаций у специалистов, получения результатов анализов, лечащий врач производит оформление посыльного листа для МСЭ. Документ имеет ознакомительный характер и включает данные исследований, информацию о состоянии здоровья пенсионера. Доктор дает рекомендации по реабилитации, потребности в санаторно-курортном лечении, приобретению таких средств:
- слухового аппарата;
- ортопедической обуви;
- ходунков;
- инвалидной коляски.
- амбулаторная карта;
- результаты анализов, исследований;
- выписка из больницы (при стационарном лечении).
Прохождение медико-социальной экспертизы
Собрав комплект необходимых документов, пациент должен посетить региональное бюро МСЭ, написать заявление соответствующей формы. Кроме медицинских бумаг, следует предоставить:
- оригинал и копию паспорта;
- пенсионное удостоверение;
- СНИЛС;
- копию выданной ранее справки об инвалидности – в случае переосвидетельствования.
После получения документов специалисты МСЭ присылают пенсионеру приглашение на экспертизу с указанием даты, времени. Комиссию представляют 4 специалиста-медика, перед которыми стоят такие задачи:
- Изучить историю болезни.
- Ознакомиться с заключением врачей медучреждения, направивших пенсионера на оформление инвалидности.
- Провести осмотр пациента.
Результаты комиссии
На основании голосования члены экспертной комиссии выносят решение, составляют акт о присвоении группы инвалидности или дают отказ. В случае переосвидетельствования, при улучшении состояния, статус инвалида может аннулироваться. Если пациенту назначена группа, он получает справку и индивидуальную программу реабилитации, где указаны:
- рекомендации по санаторному лечению;
- лекарственные средства;
- приспособления для реабилитации.
Чтобы оформить инвалидность на пенсии, необходимо знать такие особенности:
Группа |
Кому присваивают |
Срок действия |
Первая |
|
2 года |
пациентам, имеющим:
|
Пожизненно |
|
Вторая |
|
1 год |
Третья |
|
Как оформить инвалидность лежачему больному пенсионеру
Не редкость ситуация, когда человек в результате болезни остается лежачим. Оформление инвалидности после инсульта пенсионерам можно провести в домашних условиях. Сбором документов занимается представитель, имеющий нотариально оформленную доверенность. В такой ситуации необходимо:
- вызвать врача на дом;
- провести забор крови, снять электрокардиограмму;
- остальные анализы сдать в медучреждение;
- организовать домашние консультации специалистов.
После сбора всех документов, представитель больного подает заявление на выполнение экспертизы. Медико-социальная комиссия в этой ситуации выезжает к пенсионеру на дом. Доверенное лицо присутствует при проведении процедуры. После изучения всех бумаг, осмотра пациента, выдается справка о присвоении группы.
Необходимые документы для оформления пенсии по инвалидности
Чтобы получить полагающиеся льготы, пациенту следует посетить местное отделение Пенсионного фонда РФ. Для оформления пенсии по инвалидности необходимо представить такие документы:
- паспорт (оригинал и копию);
- заявление с просьбой о назначении пенсии по инвалидности;
- трудовую книжку, подтверждающую наличие стажа;
- пенсионное удостоверение;
- СНИЛС;
- справку из МСЭ.
Видео
Статья обновлена: 25.09.2018