Как правильно написать претензию
Когда условия договора не выполняет вторая сторона, рекомендуется решить проблему мирным путем, а не сразу подавать иск в суд. Руководителю нерадивой компании пишется претензионное письмо, где отображается недовольство выполнением обязательств.
Кто может составить претензию
Оформлением жалобы занимается юрист-консультант или начальник отдела, чьи интересы затронуты. Могут поручить составление претензии секретарю руководителя. В редких случаях написанием письма занимается сам начальник.
Главное требование к составителю жалобы – знание гражданско-правовых отношений и норм законодательства.
Частное лицо может найти подсказки для написания обращения в интернете, чтобы самостоятельно подать претензию. При составлении документа соблюдайте порядок ведения деловой переписки. При затруднениях можете обратиться за помощью к юристу.
Виды претензий
Различают письма с выражением недовольства обязательные или рекомендательные. В числе первых обращения потребителей или предложения по изменению либо расторжению договора. Это претензии на основании материальных или имущественных вопросов: возврат денег или товара, низкое качество услуг.
Документы должны быть переданы заказчиком виновнику за 30 дней до планируемой подачи искового заявления в суд.
Отдельно рассматривают требования о возмещении ущерба, например, полученного в ДТП или от затопления квартиры.
Как правильно оформить претензию
При обращении гражданина в суд документ послужит доказательством попытки мирного урегулирования конфликта. Чтобы заявление приняли, рассмотрели и учли, его следует правильно составить. Претензия пишется в свободной форме: специальных бланков и форматов не предусмотрено.
Следует соблюдать структуру делового письма. Рекомендуется подготовить как минимум 2 экземпляра документа: один – предъявить оппоненту, на втором (останется у заявителя в качестве подтверждения вручения) адресат поставит дату получения и подпись.
Элементы, которые обязана включать форма претензии:
- шапка;
- основная часть;
- подпись.
Шапка письма
Официальная письменная претензия содержит данные адресата и отправителя в верхнем правом углу. Сначала укажите, кому предназначено письмо, а потом – от кого. Если обращение составляете для компании, правильно напишите должность руководителя (директор, начальник), наименование организации и ее точный юридический адрес. Реквизиты есть на сайте налоговой службы, а фамилию, имя и отчество начальника вносить не обязательно.
О себе сообщите Ф.И.О., адрес регистрации и контактный телефон. При желании укажите данные электронной почты. Ниже по центру крупными буквами напишите заголовок (просто слово «Претензия» либо более детальное название).
Содержательная часть
- Фактические основания. Кратко опишите ситуацию, что произошло, когда и как. Укажите предполагаемые причины.
- Правовые положения. Приведите законодательные документы, на которые опирается обращение. Чтобы не совершить ошибки, обратитесь к юристу.
- Исчисление неустойки. Расчет проводится на основании договора или закона. Лучше привести формулу. Результатом станет сумма для предъявления виновнику.
- Требования. Один из главных пунктов, формулируйте его максимально понятно. Пропишите, что должен предпринять оппонент для урегулирования конфликта.
- Срок ответа. Если период не установлен законодательством, можно назначить свой, но не более 30 дней. Здесь же укажите, в каком виде желаете получить уведомление о решении.
- Дальнейшие действия при отрицательном ответе или игнорировании жалобы.
- Список приложений. Перечислите копии подтверждающих документов (договоров, квитанций, заключений специалистов), сопровождающих требование. Приложите только бумаги, отсутствующие у адресата.
- Дата написания, подпись с расшифровкой.
Способы отправить претензию
- Лично отдать требование уполномоченному лицу.
- Отправить сканы документов на электронную почту оппонента.
- Факс.
- Заказное письмо почтой России с уведомлением.
Сроки рассмотрения
Согласно законодательству Российской Федерации, по любым обращениям граждан решения принимаются в течение месяца после их получения. Не исключение и претензионное письмо, если не обозначены другие сроки.
ФЗ № 3200-1 «О защите прав потребителей» прописывает, что магазин должен отреагировать на заявление покупателя не позднее чем через 20 дней.
Если получатель не отвечает на письмо в установленный период, подготовьте пакет документов и подавайте исковое заявление в судебные органы. Обязательно укажите, что претензия не была рассмотрена или удовлетворена ответчиком.
Видео
Статья обновлена: 19.11.2019